Эксперт Online,
22 июля 2010 г.
Страхование попало в сети 1128 просмотров
Кризис 2008–2009 годов стал третьим переломным моментом в развитии российской страховой розницы после введения ОСАГО и бума розничного кредитования. В результате кризиса кардинальным образом изменился весь бизнес розничных страховщиков — структура страхового портфеля по видам страхования и каналам продаж, тарифная политика и политика урегулирования убытков. Такой вывод содержится в совместном исследовательском проекте НАФИ и «Эксперт РА». «Рынок розничного страхования в 2009 году: нелегкие деньги».
По оценкам «Эксперт РА», объем рынка розничного страхования в 2009 году сократился на 6,8%, составив 247,1 млрд рублей. При этом произошло перераспределение рыночных позиций различных видов страхования. Свои позиции стали терять самые быстрорастущие до кризиса сегменты — автокаско (–22,2 млрд рублей, или –16,5% по сравнению с 2008 годом), страхование жизни (–1,9 млрд рублей, или –14,2%), страхование от несчастных случаев (–1,2 млрд рублей, или –6,1%), страхование сельскохозяйственных рисков (–0,8 млрд рублей, или 35,4%), страхование выезжающих за рубеж (–0,4 млрд рублей, или –15%).
В плюсе закончили год и увеличили рыночную долю ОСАГО (+5,4 млрд рублей, или 8,4% (рост по сравнению с 2008 годом), страхование имущества физических лиц (+1,5 млрд рублей, или на 7,5%), ДСАГО (+1,2 млрд рублей, или 69,1%) и ДМС (+0,3 млрд рублей, или 7,3%).
Произошли изменения и в тарифной политике компаний. С наступлением кризиса в начале 2009 года демпинг в розничном страховании был общим для рынка явлением. Причины демпинга были легко объяснимы: обострение конкуренции из-за падения спроса и проблемы с ликвидностью у страховых компаний. Но уже во второй половине 2009 года страховщики стали корректировать тарифы в сторону увеличения. На начало 2010 года демпинг перестал быть общим для рынка явлением и превратился в удел «умирающих» компаний.
Кризис также заставил компании ужесточить свою политику урегулирования убытков — они перестали платить по спорным случаям, что часто делали ранее, стали занижать выплаты, то есть оценивать убытки по минимуму, задерживать выплаты, насколько это возможно, на периоды нехватки ликвидности.
И, наконец, сообщают эксперты, в этом году страховые компании стали изменять свои каналы продаж. Если раньше в основном бизнес проходил через агентов специализированных и неспециализированных (банки, автодилеры, турфирмы), то сейчас стало понятно, что при этом большая часть денег просто пропадает. И теперь страховщики ищут возможности увеличивать прямые продажи.
Опросы НАФИ показывают: существенного роста премий страховщикам в ближайшее время ждать не стоит. Доля тех, кто не собирается страховаться, возросла с 4% в 2008 году до 20% в 2010−м. Стал незначительным предполагаемый спрос на такие виды страхования, как страхование недвижимого имущества (дома, дачи и т. п.) — его планируют приобрести 4% (в 2008 году — 10%), потенциальный спрос на страхование от несчастных случаев снизился с 6 до 3%.
В то же время наиболее востребованными в перспективе ближайших двух-трех лет являются ДМС и автокаско. Сами страховщики с такими выводами согласны. По словам Дмитрия Тюнина, руководителя алтайского филиала «Росгосстраха», объем страховых премий по итогам первого полугодия увеличился на 10,7%. Это произошло на фоне роста кредитных портфелей банков в первом полугодии. Также активизировался рынок автокаско в связи с увеличением продаж автомобилей во втором квартале 2010 года благодаря успешному старту программы утилизации старых автомобилей и общему увеличению спроса на рынке. При этом продолжают расти страховые выплаты — за полугодие они увеличились на 18,3%. Страховщики и эксперты рынка уверены: чтобы выжить, им надо развивать свои агентские сети и интернет-продажи.
«В условиях кризиса стало очевидным, что рост уровня сборов могут показать только компании, имеющие развитую агентскую сеть на территории России, а важнейшим вектором в развитии розничного страхования станет развитие интернет-продаж», — считает генеральный директор СК «Согласие» Любовь Ельцова. По словам генерального директора НАФИ Ольги Кузиной, интернет становится все более важным для россиян источником информации. Согласно опросу, 15% населения обратятся за информацией к интернет-ресурсам страховых компаний — это третий по значимости источник знаний для россиян (в 2008 году — пятое место). При этом за информацией лично в офис компании обратятся 35%, а к родственникам и друзьям — 33% опрошенных.
«Ноу-хау» сегодня предложила группа «Ренессанс страхование». Как рассказала ее исполнительный вице-президент Ольга Ослон, компания предлагает заработать или сэкономить на страховании машин через интернет, став онлайн-агентом. По ее словам, «единожды пройдя регистрацию на сайте компании, онлайн агент получает свою персональную ссылку и просто направляет ее своим друзьям, знакомым, членам семьи, френдам из соцсетей и т. д. Если кто-то из них, зайдя на сайт страховщика по персональной ссылке, заказал полис, онлайн агент автоматически получает на банковскую карту вознаграждение — 5% по полисам ОСАГО и 3% — по каско. Онлайн агенту ничто не мешает использовать сумму полученного вознаграждения как скидку для своего клиента, позволяя ему сэкономить на страховании».
«За последние два года через наш сайт свои машины застраховали более 30 тыс. человек. Многие из них зашли на наш сайт и заказали полис по рекомендации своих знакомых, которым компания считает справедливым выплачивать вознаграждение за содействие и мотивировать всех пользователей Рунета помогать нам развивать продажи полисов автострахования в Сети», — рассказала Ослон.
По мнению руководителя направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексея Янина, в 2010–2011 годах произойдет рост сегментации розничных страховщиков на переживших кризис и аутсайдеров. Финансовые показатели первой группы улучшатся — снизится их доля расходов на ведение дела, убыточность-нетто, повысится рентабельность активов. У второй группы рост комбинированного коэффициента убыточности-нетто лишь усилится, компании будут нести убытки и либо разорятся, либо будут куплены за бесценок финансово устойчивыми страховщиками из первой группы. Процесс очищения рынка от недобросовестных страховщиков уже начался. «Репутация компаний, работающих на рынке розничных страховых услуг, пострадала в первую очередь за счет мелких страховых компаний. Доля людей, знающих примеры высокого качества обслуживания в мелких страховых компаниях, уменьшилась с 70% в 2008 году до 24% в 2010−м, — отмечает Ольга Кузина. — Для лидеров рынка данная тенденция нехарактерна».
Екатерина ШОХИНА, обозреватель «Эксперт Online»
Вся пресса за 22 июля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Маркетинг
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
![](/img/punctir_vert.gif) |
Персоны:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
10 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РБК (RBC.ru), 10 февраля 2025 г.
Ozon подал миллиардный иск к владельцу своего сгоревшего склада
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
vesti.az, Баку, 10 февраля 2025 г.
Алиев утвердил бюджет для ОМС на 2025 год
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 10 февраля 2025 г.
Рязанцы стали реже жаловаться на страховщиков
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Газета.uz, Ташкент, 10 февраля 2025 г.
Обязательное страхование экологического ущерба планируется внедрить в Узбекистане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Профиль, 10 февраля 2025 г.
Давление по касательной
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Медвестник, 10 февраля 2025 г.
В России хотят организовать плановую медицинскую помощь бездомным
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
ЕС определяет запрещенные практики в области ИИ
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости-Крым, 10 февраля 2025 г.
Убрать пробки: улучшить обстановку на дорогах Крыма поможет новый закон
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
Более половины опрошенных жителей Сингапура считают финансовую готовность более важной в 2025 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 10 февраля 2025 г.
Пострадавшие в ДТП в Приморье пассажиры автобуса смогут получить выплаты в «Росгосстрахе»
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
Исследование выявило «красные флажки» относительно соблюдения новых киберправил ЕС
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Клерк.Ру, 10 февраля 2025 г.
Чтобы при расторжении договора страхования с вас не взыскали НДФЛ, надо взять справку в ИФНС
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
Технология Concirrus на базе ИИ обеспечивает почти 100% точность котировки риска
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
V1.ru, Волгоград, 10 февраля 2025 г.
В Волгограде суд отправил в колонию сотрудников фирмы экс-депутата гордумы, обвиняемых в мошенничествах с ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
74% руководителей бизнеса в США опасаются недостаточного страхового покрытия
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Открытый Нижний, 10 февраля 2025 г.
Нижегородские больницы жалуются на штрафы страховых компаний
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 февраля 2025 г.
Большинство страховщиков прогнозируют, что киберриски «немного» возрастут в этом году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 10 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|